Соня, по мысли Достоевского, воплощает народное начало: терпение и смирение, безмерную любовь к человеку.Соня способна понять и облегчить страдания любого человека, направить на путь истины, все простить, вобрать в себя чужое страдание. Силой своей любви, способностью самоотверженно претерпеть любые муки ради других девушка помогает главному герою превозмочь себя и воскреснуть. После признания Раскольникова она отправляется за ним на каторгу, помогает ему возродиться. Правда Сони — в вере в человека, в неистребимость добра, в то, что сочувствие, всепрощение и всеобщая любовь спасут мир. Эпизод чтения Соней и Раскольниковым Евангелия является началом покаяния и возрождения Раскольникова. «Убийца и блудница сходятся за чтением вечной книги», читая по Евангелию Лизаветы о воскрешении Лазаря. Это символический прообраз судьбы и Раскольникова, и Сони.

Тема «маленького человека» в романе достоевского «преступление и наказание»

Измученная нищетой, погибает от чахотки его жена, Екатерина Ивановна. Соня идет на улицу торговать своим телом. Достоевский подчеркивает власть среды над человеком.

Бытовые мелочи становятся у писателя целой системой характеристик. Стоит только вспомнить, в каких условиях приходится обитать «маленьким людям», и становится понятно, почему они такие забитые и униженные.

Инфоinfo
Раскольников живет в комнатке с пятью углами, похожей на гроб. Жилище Сони – одинокая комната со странным острым углом.
Важноimportant
Грязны и ужасны трактиры, в которых под крики пьяных можно услышать страшные признания обездоленных людей. Кроме того, Достоевский не просто изображает бедствия «маленького человека», но и вскрывает противоречивость его внутреннего мира.
Достоевский был первым, кто вызвал такую жалость к «униженным и оскорбленным» и кто безжалостно показал соединение в этих людях добра и зла.

Какие произведения взять для направления "цели и средства"?

Допустимо ли ради счастья большинства уничтожение «ненужного» меньшинства? Достоевский всем художественным содержанием романа отвечает: нет — и последовательно опровергает теорию Раскольникова. Если один человек присваивает себе право физического уничтожения ненужного меньшинства ради счастья большинства, то «простой арифметики» не получится: кроме старухи-процентщицы, Раскольников убивает и Лизавету — ту самую униженную и оскорбленную, ради которой, как он пытается внушить себе, и был поднят топор.
Если Раскольников и ему подобные берут на себя такую высокую миссию — защитников униженных и оскорбленных, то они неизбежно должны считать себя людьми необыкновенными, которым все позволено, то есть неизбежно кончать презрением к тем самым униженным и оскорбленным, которых они защищают. Спасает и воссоединяет отпавшего человека с Богом только любовь.

«преступление и наказание» как философский роман

Своевольное убийство даже последнего из людей, самого зловредного из людей не разрешается духовной природой человека… Вечный закон вступил в свои права, и он (Раскольников) попал под его власть. Христос пришел не нарушать, а исполнять закон… Не так поступали те, которые были подлинно великими и гениальными, которые совершали великие деяния для всего человечества.

Вниманиеattention
Они не считали себя сверхчеловеками, которым все дозволено, и потому многое могли дать «человеческому». (Н. Бердяев) Предыдущие Сочинения: Сочинение-описание на пейзажную тему: «В заснеженном царстве»Следующие Сочинения: Краткие выводы по теме романа «Война и мир» Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Краткие выводы по теме романа Достоевского «Преступление и наказание» .

Готовые школьные сочинения

У Лужина, преуспевающего стряпчего, есть своя «экономическая теория», которую Достоевский иронически называет «теорией кафтана». Пётр Петрович признаёт несправедливость мира и имеет свой рецепт для умного человека — как жить в таком мире. В обществе, рассуждает «положительный» герой, людей больше, чем материальных благ, то есть «на всех кафтанов не хватает» (2, V). Разные современные гуманисты-утописты предлагают богатым поделиться своим богатством, иначе говоря, разорвать свой кафтан и одну половину отдать бедняку.

Но половина кафтана не спасёт человека от холода, поэтому правильнее, если хотя бы один человек из двух будет одет в целый кафтан и хотя бы ему будет тепло. Из этой теории следует вывод: сочувствовать и помогать бедным надо умеренно, не ущемляя собственных интересов.

И Раскольников, и Достоевский отвергают такое «разумное благодеяние».

Разные позиции сони и раскольникова

Раскольников и Мармеладова» — Поднимая вопрос лишь о нравственном усовершенствовании каждого человека, писатель обратился к религии. Соне разврат был горше смерти. Натуру Сони можно определить одним словом – любящая.

В образе Раскольникова воплощена идея бунта, в образе Сони – идея смирения. Соня олицетворяет собой правду Достоевского. Соня Мармеладова – нравственный идеал Достоевского.

Раскольников страстно и беспощадно судит мир разумом горячей бунтарской личности. «Опровержение теории Раскольникова» — Аркадий Иванович Свидригайлов. Непредвиденные жертвы. Кровь по совести. Слабость Сони.

Приятный господин. Порфирий Петрович. Преступление и наказание. Свидригайлов Аркадий Иванович. Анализ. Противоречивость образа Свидригайлова.

Материал урока. Кто из героев является «двойником» Раскольникова. Самоубийство. Каторга. Тема наказания. План ключевой сцены романа. Правда Сони Мармеладовой.

«преступление и наказание» федор достоевский. роман невероятной силы

В Разумихине легко уживается самоотверженность во имя спасения близкого человека со стремлением к личному счастью. Но Разумихин знает свою цель и твердо к ней идет. Он прекрасно понимает, что для того, чтобы нормально жить самому и помогать другим, нужны средства.

Однако он не идет на преступление, чтобы добыть эти средства, но ищет, как ныне принято говорить, легальный источник дохода. И находит. Зарабатывая на жизнь грошовыми переводами, он пригляделся к издательскому делу и решил, что сможет стать издателем — честным, культурным и полезным.

Разумихин намерен в течение трех-четырех лет положить «начало будущего состояния» и переехать затем в Сибирь, где «почва богата во всех отношениях, а работников, людей и капиталов мало». В этом новом Разумихине угадывается «железная воля». Идейным антиподом Раскольникова является Порфирий Петрович.
Человека никогда не перестанут волновать две вещи: звёздное небо над ним и нравственный закон в нём.И. Кант Философское содержание романа касается нравственной проблемы о «праве на кровь», которая относится к «вечным» вопросам.

Начиная с античных времён людей волновал вопрос о средствах для достижения или личных, или высоких общественных целей. Крайняя, аморальная, точка зрения на эту проблему сформулирована в виде циничного афоризма: цель оправдывает средства.

То есть ради благородных целей человек может совершить любое преступление, а последующими достойными поступками искупить его. Философская тема романа выражена в теории Раскольникова, изложенной в статье «О преступлении».

По убеждению героя, все люди делятся на две категории: одним дана власть над «дрожащим муравейником», а другим суждено всегда подчиняться властителям. Роман построен так, чтобы проверить эту теорию с помощью жизни.

Какеи темы можно взять из преступление и наказание

Словом, у Лужина тоже есть теория, которой он оправдывает свои самые что ни на есть корыстные мотивы женитьбы на Дуне. Вот как о нем рассуждает Раскольников: «Свою собственную казуистику выдумаем, у езуитов научимся и на время, пожалуй, и себя самих успокоим, убедим себя, что так и надо, действительно надо для доброй цели».

Но в этом с ним схож и сам Раскольников. Ведь он тоже свою «казуистику» выдумал и поверил в спасительность своей теории. Идее Раскольникова во многом созвучна и лужинская «теория разумного эгоизма». «Пойдешь за несколькими зайцами разом, и не одного не достигнешь», — проповедует Лужин. «Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует и кафтан твой останется цел», — вот, согласно Лужину, правильная линия поведения.
Разумихин вместе с Раскольниковым составляет традиционную для художественной литературы антитезу герой — его друг, что подчёркивается даже их фамилиями: «расколотость» души (безумие) у одного — «разум» (здравый смысл) у другого. Разумихин отвергает всю надуманную теорию Раскольникова просто потому, что преступление противно здравому смыслу (3, V). Важнейшую философскую идею в романе несёт образ следователя Порфирия Петровича. Он, безусловно, положительный герой, Достоевский изображает его как умного, проницательного и гуманного человека.

Порфирий Петрович выступает суровым обличителем взглядов главного героя. При этом следователь сочувствует Раскольникову и указывает ему единственно возможный, по Достоевскому, выход из создавшегося положения: убийство нельзя загладить будущими добрыми делами, но можно искупить искренним покаянием и наказанием-страданием.


Leave a Comment